ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КОМПАНИЙ: СУЩНОСТЬ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ


Кочетков Е.П., Забавина А.А.

В условиях четвертой промышленной революции и развития цифровых технологий внедрение их во все сферы экономики стало необходимостью. В настоящее время цифровая трансформация как комплекс мер по модернизации внутренних процессов компании становится ключевым элементом на рынке с высокой конкуренцией и одним из немногих способов выжить. Текущий кризис экономики, обусловленный пандемией коронавируса, остро показал необходимость цифровой трансформации бизнеса. В связи с этим проблема успешной цифровой трансформации стала ключевой практически для всех компаний в различных секторах экономики. Целью данного исследования является определение влияния процесса цифровой трансформации бизнеса на его эффективность. В качестве методологической основы использовался теоретический анализ процесса цифровой трансформации. На основе статистических данных и цифровых стратегий компаний проведен анализ причин успеха и неуспеха реализации таких стратегий, а также корреляционный анализ основных показателей эффективности деятельности компании и процесса ее цифровизации. В ходе исследования установлена сущность понятия цифровой трансформации компании, выявлены и обобщены ключевые черты данного процесса, на примере крупных транснациональных корпораций - представителей различных отраслей экономики определены основные предпосылки цифровых изменений и их результаты. Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровая стратегия, бизнес-модель, цифровые технологии, эффективность бизнеса, прибыльность. Основные положения: ♦ цифровая трансформация рассматривается как комплекс внутренних преобразований компании, предполагающий изменение бизнес-модели на основе современных цифровых технологий, с целью повышения удовлетворенности клиентов, получения конкурентных преимуществ и повышения эффективности производства; ♦ необходимость цифровой трансформации вызвана как внутренними факторами (сложное финансовое положение), так и внешними (усиление конкуренции на рынке), а ее успешное осуществление зависит от готовности компании к трансформации, выражающейся, к примеру, в правильном планировании, понимании специфики деятельности компании руководством; ♦ проведенный корреляционный анализ выявил слабую связь между процессами цифровой трансформации и основными финансово-экономическими показателями компаний (выручкой, рыночной капитализацией и прибылью), что может свидетельствовать об отсутствии влияния процесса цифровой трансформации на эффективность бизнеса в краткосрочном периоде ввиду временного лага и влияния побочных факторов.

Кочетков Евгений Павлович, кандидат экономических наук, доцент Департамента управления бизнесом Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, руководитель организационно-аналитического направления Проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации; Забавина Анна Александровна, координатор проектов Проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, магистр Дипломатической академии МИД России.


Download file (format pdf)»