МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Правительства разных стран (США, Германии, Японии, Китая, России и др.), независимо от сформировавшихся в них принципов государственного регулирования экономики, оказывают поддержку предприятиям автомобильной промышленности, что обусловлено высокой значимостью отрасли в создании рабочих мест и мультипликативным эффектом, проявляющемся в росте производства в смежных отраслях. В статье представлены результаты анализа мировой и российской практики использования различных мер государственной поддержки предприятий.
Ключевые слова: государственная поддержка, бюджет, субсидии, автомобильная промышленность.
Основные положения:
♦ выявлены различия в механизмах антикризисной поддержки отрасли, которая осуществлялась в 2008-2010 гг. в ряде стран Европы, в США и в России, в том числе за счет предоставления субсидий покупателям новых автомобилей или путем выкупа акций компаний (США и Россия);
♦ проанализированы общие для большинства стран проблемы предоставления налоговых льгот для покупателей электромобилей, которые получают более состоятельные категории граждан;
♦ охарактеризованы диспропорции в динамике производства обычных и экологически чистых автомобилей, оказывающие влияние на темпы промышленного производства (Китай) или спроса на традиционное топливо (Германия);
♦ обосновано, что опыт развитых стран необходимо учитывать при разработке государственной поддержки автомобильной промышленности в России.
Тищенко Татьяна Владимировна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС, г. Москва.