СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ К ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИК ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКИ


Никитина Б.А.

В статье рассматривается изменение представлений о возможностях оптимизации экологической ситуации путем включения современного населения в некоторые виды доступных экологически дружественных практик. В соответствии с теориями современных социологов культуры, повышается место универсалистских, и в том числе экологических, ценностей в мировоззрении более поздних поколений. Указывается, в связи с чем разрабатывается гипотеза о различии экокультур-ных установок у современных студентов и их родителей. Изложенные результаты эмпирического социологического исследования, сфокусированного на различиях в информированности и поведении разных поколений, показывают их общие и различные характеристики. Ключевые слова: экологические проблемы современности, устойчивое развитие, циркулярная экономика, экологические акции, экологические проблемы, поколения миллениалов и центени-алов, swap-вечеринка, фримаркет, готовность к участию в экологических мероприятиях. Основные положения: ♦ современное общество несколько десятилетий находится в поиске теоретической концепции, которая бы позволила организовать жизнедеятельность населения таким образом, чтобы минимизировать негативное влияние на природу. Концепция "устойчивого развития" получила свое развитие в концепциях экологической модернизации и циркулярной экономики; ♦ индивидуальную экологизацию образа жизни осуществить сложно, но российское государство пока не создает для этого условий, в связи с чем гражданское общество изобретает инновационные формы экодружественного поведения; ♦ отношение к экологическим проблемам у людей разных поколений в целом схоже, но существуют некоторые различия, связанные с особенностями социализации; ♦ частота участия студентов и их родителей в традиционных типах экологических акций в целом схожа, так же как и оценки эффективности этих мероприятий, однако существуют различия, связанные, вероятно, с различиями в организации экомероприятий в разные исторические периоды для разных возрастных групп; ♦ участие студентов в инновационных акциях, вовлекающих в реализацию принципов циркулярной экономики, у студентов выражено больше в организационном модусе, а у родителей -в модусе донации, однако оба поколения пока еще мало знакомы с экологическими инновациями и относятся к ним подозрительно.

Никитина Бэла Анатольевна, кандидат социологических наук, доцент Самарского государственного экономического университета.


Download file (format pdf)»