МЕТОДЫ И МОДЕЛИ ТЕОРИИ ГРАФОВ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ
Использование различных моделей в логистической деятельности обусловлено тем, что основные задачи логистики в целом связаны с оптимизацией. Рассматривая проблематику логистических процессов в целом, возникает множество вопросов, связанных с построением оптимальных маршрутов, с оптимизацией времени заказов, с анализом потоковых процессов различной природы. Целью исследования является выделение и обобщение методов теории графов и сетевого моделирования с возможностью использования их в различных логистических процессах. Методы исследования, используемые в данной статье, включают теоретический аспект. Это знаковое моделирование, которое содержит формулы, графики, с помощью которых описываются логистические процессы. Это анализ и синтез, что связанно с системным подходом к изучению любых функциональных областей логистики. Это и обобщение полученных результатов с целью распространения на другие области логистики. Обобщение базируется на методах синтеза и анализа. Нельзя не упомянуть математическое моделирование, как основу теории графов и сетевого моделирования. В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что многие аспекты, понятия, методы теории графов и сетевого моделирования могут применяться практически во всех функциональных областях логистики. В данной связи использование соответствующих методов и моделирования может помочь ответить на многие вопросы, связанные с логистической деятельностью.
Ключевые слова: логистика, потоковые процессы, теория графов, сетевое моделирование, оптимизация, маршрутизация, транспортировка, закупки, информационные потоки.
Основные положения:
♦ выделены основные аспекты теории графов и сетевого моделирования для использования в логистических процессах;
♦ обобщены механизмы оптимизации логистических процессов с применением теории графов и сетевого моделирования;
♦ предложены рекомендации по управлению автомобильным потоком на примере городской сети.
Швецова Елена Владиславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, логистики и рекламы Самарского государственного экономического университета.