НЕОБХОДИМОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В обществе, основанном на знаниях, университеты все чаще считаются инициаторами местного развития, поскольку они могут играть ключевую роль не только в производстве знаний, но и в их распространении и использовании в коммерческих целях. Тем не менее, приверженность университетов экономическому и социальному прогрессу не должна ограничиваться капитализацией знаний, поскольку университеты могут действовать как местные агенты, которые должны наращивать предпринимательский капитал, продвигая предпринимательское мышление, действия и институты. Данный фактор считается еще более важным, поскольку наличие предпринимательских возможностей может повлиять на местное развитие в большей степени, чем, например, наличие природных или финансовых ресурсов. Таким образом, новая миссия предпринимательского университета должна быть направлена на содействие социальному развитию и экономическому росту, выходя за рамки традиционных задач исследования и преподавания. Число исследований предпринимательских университетов с годами неуклонно увеличивалось, однако ученые соглашаются с тем, что, если университет стремится развиваться в направлении предпринимательской модели, он обязательно должен радикально изменить свою стратегию. Без четко определенной стратегии университет не может внести свой вклад, соотносящийся с целями общества и экономики. В работе проанализировано развитие понятия предпринимательского университета в России и за рубежом, даны дополнения к понятию, предполагающие вовлечение студентов в деятельность университета подобного типа. Также предложен набор характеристик, позволяющих произвести оценку деятельности университета в части предпринимательской активности.
Ключевые слова: предпринимательский университет, экономика знаний, инновации, академическая модель, коммерциализация исследований, образовательная организация, онлайн-программы, технологии.
Основные положения:
♦ новая миссия университета должна быть направлена на содействие социальному развитию и экономическому росту, выходя за рамки традиционных задач исследования и преподавания;
♦ большинство университетов находятся на этапе перехода от гумбольдтской модели (второе поколение) к модели предпринимательского университета;
♦ определения понятия “предпринимательский университет” имеются в большом количестве, и пока нет согласия относительно всеобъемлющей модели того, что именно он собой представляет;
♦ автор предлагает набор характеристик, позволяющий дать оценку предпринимательской активности университета с целью построения деятельности по пути становления университета третьего поколения.
Смирнова Светлана Борисовна, соискатель Самарского государственного экономического университета.