Цифровая трансформация рынка труда: ценности и компетенции
Как среди ученых, так и среди практиков широко распространено мнение о том, что инновации выступают главным двигателем прогресса, экономического роста и создания новых рабочих мест. Однако вопрос о том, верно ли это в отношении инноваций, создаваемых в пространстве цифровизации, является предметом научных дискуссий. В частности, активно обсуждаемые в научном сообществе вопросы - влияние цифровизации на создание новых профессий и уничтожение (трансформацию) прежних, востребованные компетенции будущего. Цель данной работы - проанализировать существующие прогнозы развития рынка труда в условиях глобальной цифровизации, выявить наиболее актуальные компетенции и обосновать целесообразность применения аксиологического (ценностного) подхода к анализу перечисленных аспектов. Основные методы, используемые для решения поставленных исследовательских задач, - анализ, синтез и обобщение. В результате исследования было выявлено неравномерное влияние цифровых технологий на изменения занятости, определены наиболее востребованные компетенции будущего, проанализированы сценарии возможного развития рынка труда, предпринята попытка связать данные сценарии с группами наиболее востребованных компетенций и навыков и обосновать важность учета ценностного компонента при изучении современного глобального рынка рабочей силы, проектировании и реализации программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Ключевые слова:компетенции, профессиональная подготовка и переподготовка, рынок труда, сценарии развития, ценности, цифровизация.
Основные положения:
♦ цифровизация в большей степени вытесняет низкоквалифицированные навыки и способствует развитию и повышению значимости высококвалифицированных компетенций, однако неясно, какие типы технологий вызывают данные эффекты и приводят ли технологии, обобщенные в категорию цифровых, к такой трансформации рынка труда;
♦ акцент сегодня должен быть смещен с рассмотрения “профессий будущего” на “компетенции”, а соответственно, и “ценности” будущего;
♦ технические навыки (tech skills) будут играть важную роль наряду с человеческими умениями (human skills) и в будущем;
♦ модель 4-х миров от PwC перекликается с моделью Римана-Томана, а значит, ключевые компетенции будущего, равно как и сценарии (направления) дальнейшего развития рынка труда, напрямую связаны с базовыми ценностными установками личности.
Мантуленко Валентина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладного менеджмента Самарского государственного экономического университета.