ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ СКИДОК


Шишкина А.В.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью развития теоретических знаний в области применения коммерческих скидок - финансового инструмента, широко распространенного в настоящее время в различных сферах экономической деятельности, однако малоизученного с точки зрения истории его возникновения и периодизации развития, а также эволюции взглядов ученых на цели применения и методы анализа экономической эффективности его использования. Постановка проблемы состоит в исследовании возможных целей и особенностей применения различных видов коммерческих скидок на каждом историческом этапе их развития. Цель исследования заключается в разработке периодизации развития коммерческих скидок, отражающей не только эволюцию их развития, но и ее сопоставление с основными периодами мировой истории, а также выявление тенденций в историческом развитии коммерческих скидок. Данное исследование проведено посредством применения таких методов теоретического познания, как метод группировки и возвратный (или элементарно-теоретический) анализ и синтез. Результат исследования: предложена периодизация развития коммерческих скидок, содержащая сопоставление их эволюции с основными периодами мировой истории, выявлены тенденции в историческом развитии коммерческих скидок. Научная значимость исследования состоит в обобщении и упорядочивании теоретических знаний об истории возникновения и эволюционного развития коммерческих скидок, начиная с момента появления первых денег и зарождения товарно-денежных отношений до настоящего времени. Практическая ценность результатов исследования заключается в выявлении тенденций эволюции коммерческих скидок и возможности использования накопленного исторического опыта для разработки новых, более эффективных способов применения скидок. Ключевые слова: коммерческая скидка, скидкодатель, скидкополучатель, покупатель, продавец, цена, торговля, сфера услуг, этап развития, периодизация. Основные положения: ♦ исследована история возникновения и развития скидок с момента зарождения товарноденежных отношений до настоящего времени; ♦ выявлены особенности применения различных видов скидок на каждом историческом этапе их развития; ♦ эволюция коммерческих скидок сопоставлена с основными периодами мировой истории; ♦ сделаны выводы о современном состоянии коммерческих скидок: нарастающих темпах развития скидочных программ, значительном расширении классификации разновидностями скидок, о расширении сферы применения коммерческих скидок и выхода их за пределы розничной торговли, а также о перспективе дальнейшего прогрессирования данных процессов.

Шишкина Анна Владимировна, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.


Download file (format pdf)»