АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Трансформация системы высшего образования затрагивает все сферы деятельности и уровни управления образовательной организацией и направлена на повышение ее конкурентоспособности. Позиции университета оцениваются по ряду параметров, состав и значимость которых варьируются. Существуют различные авторитетные рейтинговые агентства, на основе собственных методик представляющие позиции университетов в мире, по регионам, предметным областям. Однако данные рейтинги не учитывают факторов макросреды, определяющих позиции организации в регионе. В статье исследуется российский рынок образовательных услуг и дается оценка конкурентоспособности российских вузов с помощью комплексного метода на основе статистических данных мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования Минобрнауки России. Расчет показателей конкурентоспособности осуществлен с учетом региональной повестки и значимости показателей для абитуриентов текущего года. Сделан вывод о конкурентоспособности региональных вузов, конкурирующих за абитуриентов, готовых получать качественное образование по договорам об оказании платных образовательных услуг.
Ключевые слова: анализ конкурентоспособности, комплексный метод оценки конкурентоспособности, мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций, конкурентоспособность вузов.
Основные положения:
♦ сохраняется тенденция сокращения количества университетов и уменьшения численности обучающихся, получающих высшее образование;
♦ выявленные закономерности рынка и состояние факторов макросреды свидетельствуют об усилении конкурентной борьбы между образовательными организациями высшего образования;
♦ для оценки конкурентоспособности были выбраны вузы, ведущие инженерную подготовку, осуществляющие свою деятельность в различных регионах России и входящие в НОАУ -Консорциум аэрокосмических вузов России;
♦ региональные вузы укрепляют конкурентные позиции, достигая наивысших значений качественных параметров, установленных Минобрнауки России и приведенных в исследовании к региональным нормативным показателям, а также выбирая ценовые стратегии, ориентированные на рационального потребителя;
♦ предложенная модель оценки конкурентоспособности образовательных организаций применима в условиях сокращения контрольных цифр приема желающих учиться и государственного финансирования программ высшего образования для вузов, конкурирующих за абитуриентов, готовых получать качественное образование по договорам об оказании платных образовательных услуг. Иначе говоря, ценовые факторы не имеют значения при выборе университета.
Выборнова Любовь Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент; Бутырина Юлия Сергеевна, аспирант; Михеева Екатерина Андреевна, аспирант - Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева.