СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТИЯ В СИСТЕМЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДОСТУПА
В статье изучаются социальные и коммерческие аспекты новой системы потребления на основе доступа к благам без владения ими. Анализ актуальных публикаций по данной тематике позволил проследить эволюцию рассматриваемого явления в системе социально-экономических координат постиндустриального общества. Вскрыта главная движущая сила развития потребления на основе доступа в виде противоречия между просоциальными и коммерческими принципами его организации, выделена наиболее перспективная модель сотрудничества в данной сфере.
Ключевые слова: цифровизация, потребление на основе доступа, блага, шеринг, онлайн-платформы, сообщество потребителей, совместное потребление, просоциальные принципы, постиндустриальное общество, собственность.
Основные положения:
♦ дана социально-экономическая характеристика экспансии участия в постиндустриальной системе потребления без владения благами;
♦ вскрыта главная движущая сила эволюции потребления на основе доступа в виде противоречия между социальным и коммерческим аспектами его осуществления;
♦ обоснована перспективность модели потребления Р2Р на основе доступа к товарам и услугам.
Перепёлкин Вячеслав Александрович, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры мировой экономики Самарского государственного экономического университета.