ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ ТОРГОВЛИ В РЕГИОНАХ РФ


Оборин М.С.

Актуальность статьи обусловлена тем, что сфера торговли является одной из наиболее распространенных видов экономической деятельности в России. Потенциал и уровень социально-экономического развития региона определяются оборотом организаций оптово-розничной торговли, поэтому анализ конкурентного поведения позволяет выявить эффективность деятельности на региональном рынке, длительность присутствия бизнеса и его стратегические перспективы. Динамизм отрасли оказывает существенное влияние на тактику конкурентного поведения торговых организаций, способствуя организации системного управления конкурентными преимуществами. Проблема состоит в том, что острые формы конкурентной борьбы в торговле могут иметь негативные последствия, связанные с низким качеством реализуемых товаров, с убытками, недобросовестными действиями по отношению к потребителям и с ложной информацией. Управление конкурентным поведением на научной основе будет способствовать длительному эффекту для организаций торговли на региональном рынке и формированию стратегических отношений с покупателями. Цель статьи - разработка модели управления конкурентными преимуществами организаций сферы торговли на региональном рынке. Использовались такие методы, как анализ статистики, экспертно-аналитический метод, моделирование социально-экономических процессов на основе особенностей региональных рынков торговли. В результате исследования рассмотрены теоретические подходы к понятию конкурентных преимуществ, определены направления анализа конкурентного поведения, его особенностей для организаций региональных торговых рынков. Охарактеризованы показатели оптовой и розничной торговли в федеральных округах страны, сделаны обоснованные выводы о факторах влияния на динамику процессов региональных рынков. Сформирована модель управления конкурентным поведением организаций в сфере торговли, определены основные группы показателей мониторинга ее эффективности: финансово-экономические, рыночные и сетевые. Ключевые слова: конкурентное поведение, сфера торговли, конкурентоспособность, финансовая устойчивость, стратегия, инструменты измерения качества, модель управления. Основные положения: ♦ рассмотрены теоретические аспекты понятия конкурентных преимуществ, определено его содержание для организаций торговой сферы; ♦ охарактеризованы направления анализа конкурентного поведения организаций торговой сферы, инструменты и модели его оценки; ♦ проанализированы показатели оптовой и розничной торговли в регионах России, изучена динамика в зависимости от федерального округа присутствия организаций; ♦ предложена модель управления конкурентным поведением в современных рыночных условиях с учетом финансово-экономических, рыночных и сетевых показателей.

Оборин Матвей Сергеевич, доктор экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и статистики Пермского института (филиала) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории Пермского государственного национального исследовательского университета, профессор кафедры менеджмента Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова, профессор кафедры управления и технологий в туризме и сервисе Сочинского государственного университета.


Download file (format pdf)»