КЛАССИФИКАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ СКИДОК
Актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, необходимостью развития теоретических знаний в области одного из важнейших финансовых инструментов - коммерческих скидок, с другой стороны, практической потребностью аналитиков в систематизации и группировке видов скидок для проведения в дальнейшем оценки эффективности их применения. Постановка проблемы состоит в разработке классификации коммерческих скидок, в описании ее теоретической значимости и практической полезности для целей анализа экономической эффективности применения коммерческих скидок. Цель исследования заключается в разработке схемы классификации коммерческих скидок, включающей в себя не только ныне существующие виды скидок, но и те их разновидности, которые будут изобретены в будущем. В рамках данного исследования были использованы такие методы теоретического познания, как возвратный (или элементарно-теоретический) анализ и синтез, а также метод группировки. Результат исследования: предложена классификационная схема коммерческих скидок, позволяющая объединить не только существующие в настоящее время виды скидок, но и те их разновидности, которые будут изобретены в будущем. Научная значимость исследования состоит в обобщении и упорядочении теоретических знаний о видах коммерческих скидок. Практическая полезность исследования заключается в том, что применение разработанной классификации коммерческих скидок позволит снизить трудозатраты аналитиков и сократить количество методик анализа эффективности применяемых скидок.
Ключевые слова: коммерческая скидка, скидкодатель, скидкополучатель, группировка, признак, схема, классификация.
Основные положения:
♦ определены элементы коммерческой скидки, на их основе разработаны классификационные признаки, создавшие основу классификационной схемы;
♦ ныне известные виды коммерческих скидок сгруппированы по классификационным признакам с детализацией до третьего порядка;
♦ замечено, что вновь возникающие виды скидок могут быть гармонично вписаны в разработанную классификацию;
♦ проведен анализ структуры классификационных групп коммерческих скидок;
♦ сделаны выводы о теоретической значимости и практической полезности разработанной классификации коммерческих скидок.
Шишкина Анна Владимировна, ст. преподаватель Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.