ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
В условиях нестабильности, глобализации и цифровизации экономики необходимо эффективно управлять бизнес-процессами организации и данными, поступающими в нее или генерируемыми ею. С переходом на новые стадии жизненного цикла на производстве растет количество бизнес-процессов, трансформирующих цепочки создания стоимости. Также в течение жизненного цикла организации растет количество данных на всех стадиях цепочки создания стоимости. В статье рассматриваются новые конкурентные преимущества, которые возникают в результате системной трансформации цепочек создания стоимости под влиянием промышленного Интернета, "умных" устройств, сложная структура которых образует основу для модернизации всего предприятия, организационной структуры управления, производственной системы. Традиционные подходы к формированию конкурентоспособности затрагивают локальные изменения в цепочках создания стоимости. Современные тенденции в обеспечении конкурентоспособности требуют масштабных и комплексных перемен. Делается вывод о том, что современные экономические вызовы - радикальная технологическая революция, новые способы взаимоотношений с потребителями, новые возможности развития цепочек создания стоимости, инновационные (формы коммуникаций - (формируют новые источники конкурентоспособности предприятий. Данные и аналитика становятся новым источником конкурентных преимуществ.
Ключевые слова: конкурентоспособность, цифровая экономика, "умный" продукт, цифрови-зация, цепочка создания стоимости.
Основные положения:
♦ цифровая экономика формирует новые источники конкурентоспособности предприятий;
♦ внедрение прорывных технологий в деятельность предприятия требует пересмотра стратегии предприятий;
♦ меняется структура продукта;
♦ "умные" технологии создают основу для формирования новых конкурентных преимуществ;
♦ данные и аналитика становятся новым источником конкурентных преимуществ.
Никулин Роман Александрович, аспирант Казанского федерального университета.