ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ


Чекмарёв В.В., Носков В.А.

Осуществлен политэкономический анализ динамики развития системы образования России на примере высшей школы. Приведена авторская трактовка содержания экономики образования с позиции политической экономии. Рассмотрена эволюция цели высшего образования. При сопоставлении подходов к определению целей высшего образования обнаруживаются две взаимно связанные, но конкурирующие функции высшей школы: подготовка квалифицированных кадров для всех отраслей экономики и общее интеллектуальное развитие, формирование творческой, социализированной личности. Установлен характер экономических интересов в системе высшего образования. Рыночной экономике и демократической организации общества соответствуют модели, построенные на рыночных принципах, предусматривающих компромиссное согласование экономических интересов в сфере высшего образования. Образовательный продукт проанализирован с учетом принципа диглоссии как общественное и частное благо. Выявлено, что, обладая весьма ограниченными свойствами общественного блага, образовательный продукт является, главным образом, частным благом. Социальная значимость высшего образования определяется не свойствами общественного блага, а исключительно большими положительными экстерналиями. В обозримой перспективе неизбежно сочетание платности и бесплатности высшего образования в России, причем доля платности образовательных услуг университетов будет последовательно возрастать. Проанализирована деятельность вузов по созданию научных продуктов. Конкуренция университетов на данном рынке за получение наиболее выгодных заказов и заключение контрактов с фирмами и корпорациями стимулирует университеты к повышению своего рейтинга. Сделан вывод о противоречивости динамики развития системы образования России. Ключевые слова:система образования России, высшая школа, экономика образования, политэкономический подход, цели высшего образования, экономические интересы в системе высшего образования, образовательный продукт как общественное и частное благо, научный продукт вузов. Основные положения: ♦ осуществлен политэкономический анализ динамики развития системы образования России; ♦ рассмотрена эволюция цели высшего образования; ♦ определен характер экономических интересов в системе высшего образования; ♦ образовательный продукт проанализирован как общественное и частное благо; ♦ проанализирована деятельность вузов по созданию научного продукта.

Чекмарёв Василий Владимирович, доктор экономических наук, профессор Костромского государственного университета; Носков Владимир Анатольевич, доктор экономических наук, профессор Самарского государственного экономического университета.


Download file (format pdf)»