ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
Развитие промышленного предприятия является основой стабильного функционирования и базисом успешной конкурентной борьбы. В современных условиях, характеризующихся лабильностью глобальной социально-экономической системы и повышенными политическими, инвестиционными, валютными, технологическими и прочими рисками, предприятие вынуждено постоянно заботиться о своей конкурентоспособности и принимать соответствующие решения о собственном развитии. В статье рассматриваются вопросы управления развитием промышленного предприятия в условиях высокой конкуренции. В процессе исследования разработан алгоритм принятия управленческого решения по развитию промышленного предприятия. Сконструированный алгоритм состоит из тривиальных шагов, он не требует от исполнителя специальных знаний, квалификации и обладания особыми компетенциями, не нуждается в применении специфического оборудования и программного обеспечения. На основе сравнительного конкурентного анализа и метода экспертных оценок определены конкурентные позиции семи крымских предприятий отрасли печати. В результате установлены их конкурентные преимущества и критические показатели, отражающие уязвимые места. Определены с точки зрения конкурентоспособности наиболее важные аспекты и факторы развития компании, а также сделаны выводы о приоритетных направлениях совершенствования ее организационной, маркетинговой, финансовой, производственной деятельности, даны рекомендации по выбору направления развития предприятия с позиции повышения его конкурентоспособности.
Ключевые слова: управление развитием, промышленное предприятие, методы экспертных оценок, алгоритм, менеджмент, критические факторы, система показателей и характеристик.
Основные положения:
♦ разработан и апробирован в Крыму алгоритм принятия управленческого решения по развитию промышленного предприятия на базе сравнительного конкурентного анализа;
♦ выявлены и соответствующим образом сгруппированы ключевые факторы, характеризующие конкурентную силу предприятия, тем самым сформирован инструментарий оценки конкурентной силы;
♦ вычислены конкурентные силы (обычная и абсолютная) для семи крымских предприятий, что позволило провести их позиционное ранжирование и сделать выводы об уровне развития;
♦ на основе проведенного оценивания получены данные о сильных и слабых сторонах крымских издательско-полиграфических предприятий, выявлены основные факторы их конкурентных преимуществ/слабостей;
♦ в результате анализа намечены направления развития исследуемого предприятия и предложен перечень мероприятий по повышению конкурентного статуса данного хозяйствующего субъекта.
Веретёхин Андрей Васильевич, ст. преподаватель Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Симферополь.