ОТКРЫТОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ АКЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА КОРПОРАЦИИ
Важным сегментом национального финансового рынка является рынок корпоративных прав. Его емкость определяется объемом проводимых публичных размещений акций - первичных и вторичных. Поскольку в результате открытого размещения акций - как принадлежащих первоначальным собственникам, так и дополнительно эмитированных - происходит распыление капитала, необходимо акцентировать внимание на механизмах размещения, которые обусловливают разные изменения в системе корпоративного управления, с одной стороны, и финансового потенциала корпорации - с другой. В качестве методической основы рассмотрения механизмов размещения акций использована концепция жизненного цикла организации, предложенная И. Адизесом и интерпретированная СР. Филоновичем, Г.Н. Константиновым и И.В. Ивашков-ской. В рамках концепции проведен сопоставительный анализ изменений в системе корпоративных отношений и в структуре собственности при разных механизмах размещений акций, принадлежащих действующим акционерам и дополнительно выпущенных. На этой основе сформированы выводы о том, что разные механизмы размещения акций являются способами разрешения ключевых организационных проблем, обозначенных как дилеммы собственника и инвестора. Выводы проиллюстрированы примерами российских публичных компаний, созданных в постсоветский экономический период, - розничной сети “Магнит” и интернет-компании “Яндекс”.
Ключевые слова: агентские отношения, жизненный цикл организации, первичное размещение акций, вторичное размещение акций, корпоративное управление.
Основные положения:
♦ в результате размещения акций - и принадлежащих первоначальным собственникам, и дополнительно эмитированных - происходит распыление капитала: собственники компании разделяют свой предпринимательский риск с другими инвесторами, но при этом происходит дробление их корпоративных прав и сокращается уровень контроля над бизнесом;
♦ раздробленная структура собственности, с одной стороны, позволяет корпорации привлекать значительные объемы финансовых ресурсов, но, с другой стороны, требует передачи собственниками функции текущего контроля над активами профессиональным менеджерам, что приводит к развитию агентских отношений в корпорации, к переводу их на более высокий уровень;
♦ важными этапами в становлении системы корпоративного управления и развития агентских отношений выступает последовательное разрешение ключевых организационных проблем, обозначенных как дилеммы в рамках концепции жизненного цикла организации (ЖЦО), предложенной И. Адизесом;
♦ размещение дополнительно выпущенных акций, являясь инструментом привлечения корпорацией финансовых ресурсов для своего дальнейшего развития, выступает способом разрешения дилеммы собственника;
♦ размещение акций, принадлежащих действующим акционерам, являясь инструментом фиксации прибыли на инвестированный капитал, выступает способом разрешения дилеммы инвестора.
Кандрашина Елена Александровна, доктор экономических наук, профессор Самарского государственного экономического университета.