Креативные индустрии как фактор устойчивого развития региона (на примере Самарской области)


Домнин О.В., Домнина С.В.

Аннотация. В статье показано влияние развития креативных индустрий на устойчивость развития региона. Проведена оценка перспективности развития креативных индустрий в регионе (на примере Самарской области) и выявлены перспективные сферы креативных индустрий: деятельность в области архитектуры, инженерно-технического проектирования, разработка компьютерного программного обеспечения, рекламная деятельность. Определены проблемы развития креативных пространств в Самарской области: неиспользование креативного ресурса в качестве фактора развития предпринимательского сектора; отсутствие нормативной базы в данной сфере; проблемы, связанные с защитой прав на объекты интеллектуальной собственности и коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности; рас-средоточенность креативного человеческого капитала; недостаточный объем инвестиций в создание нематериальных активов; неравномерность распределения креативных объектов; отсутствие комплексной программы развития креативных пространств в городской агломерации. Намечены задачи государственной политики в сфере развития креативных индустрий и креативной недвижимости: формирование благоприятной среды для развития креативного предпринимательства; совершенствование системы образования в данной сфере; повышение капитализации нематериальных активов бизнеса; сохранение исторического, культурного наследия, возрождение народных промыслов; содействие формированию креативных кластеров и пространств; разработка комплексной программы развития территорий, смежных с креативными объектами недвижимости; создание работающих схем привлечения финансовых средств. Ключевые слова: креативные индустрии, креативные пространства, проблемы развития креативных индустрий, задачи государственной политики в сфере развития креативных индустрий, креативное предпринимательство Основные положения: ♦ креативные индустрии являются факторами развития региона, поскольку влияют на развитие соседних территорий, рынка недвижимости, повышение уровня и качества жизни населения; ♦ выявлены факторы, способствующие увеличению стоимости креативных объектов недвижимости: инфраструктурный, потребительский, человеческий факторы, фактор разрешенного вида использования земельного участка, фактор собственности, фактор транспортной и пешеходной доступности, наличие объектов культурного и исторического наследия, градостроительный фактор; ♦ на основе предложенной модифицированной формулы оценки перспективности развития креативных индустрий в регионе выявлены перспективные сферы креативных индустрий на территории Самарской области; ♦ определены проблемы развития креативных пространств в Самарской области и намечены задачи государственной политики в сфере развития креативных индустрий и креативной недвижимости.

Олег Владимирович Домнин, Светлана Валентиновна Домнина - Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия


Download file (format pdf)»