Методика оценки конкурентоспособности торговых предприятий


Белоногова Е.В., Берг Т.И., Чураева А.В.

Аннотация. Проблема управления конкурентоспособностью торгового предприятия обретает особую актуальность в условиях диверсификации логистических цепочек поставки товаров, вызванных санкци-онными ограничениями, цифровой трансформацией бизнес-моделей и бизнес-процессов. В связи с этим встает необходимость совершенствования методических подходов к оценке конкурентоспособности в торговле. В статье представлено авторское понимание оценки конкурентоспособности торгового предприятия на основе изучения теоретических и практических исследований в данной области. На основе маркетингового, процессного и интегрального подходов предложена методика оценки конкурентоспособности торгового предприятия, ядром которой является эффективность обеспечивающих (основных) бизнес-процессов в торговле. Сформирована и дополнена система показателей оценки конкурентоспособности торгового предприятия по группам ресурсов, результатов, с выделением цифровых показателей. В процессе исследования определены весовые значения интегральных оценок бизнес-процессов «закупка товаров», «комплектация и хранение товаров», «продажа товаров», «доставка, постпродажное обслуживание», на их основе предложен общий интегральный показатель конкурентоспособности основных бизнес-процессов торгового предприятия. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности торговых предприятий при оценке конкурентоспособности, сравнении с конкурентами, выработке стратегических и тактических решений, в том числе по совершенствованию, реинжинирингу, проектированию новых бизнес-процессов. Ключевые слова: оценка конкурентоспособности, система показателей конкурентоспособности, интегральная оценка, основные бизнес-процессы торгового предприятия Основные положения: ♦ оценка конкурентоспособности в условиях цифровой трансформации рассматривается как процесс мониторинга и расчета показателей торгового предприятия как по внешним условиям бизнес-деятельности, так и по обеспечивающим бизнес-процессам, ресурсам и полученным результатам, с целью своевременного выявления проблем и выработки эффективных управленческих решений; ♦ интегральная оценка конкурентоспособности основных бизнес-процессов торгового предприятия учитывает ключевые показатели деятельности, позволяет определить преимущества и недостатки с целью улучшения сервиса взаимоотношений с поставщиками, покупателями и обслуживающими организациями; ♦ проведенный корреляционно-регрессионный анализ критериев позволил установить степень значимости основных бизнес-процессов торгового предприятия в интегральной оценке конкурентоспособности, а значение интегрального показателя служит ориентиром для совершенствования, реинжиниринга, проектирования и формирования новых бизнес-процессов.

Екатерина Васильевна Белоногова, Татьяна Игоревна Берг, Анна Валерьевна Чураева - Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия


Download file (format pdf)»