ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ


Кандрашина Е.А.

В статье рассматривается характеристика потенциала развития образовательных организаций высшего образования, которая выступает важным компонентом обоснования управленческих решений, связанных с проведением изменений. Целью исследования, представленного в рамках данной статьи, является обоснование критериальных параметров потенциала развития образовательной организации высшего образования. В основу исследования положена гипотеза, что в качестве стратегических целей проводимых изменений могут рассматриваться характеристики устойчивого развития университета. Методология исследования базируется на концепции устойчивого развития социально-экономических систем, методах системного анализа и экспертных оценок. Для оценки потенциала развития используются характеристики инновационной деятельности, кадров и информационного обеспечения менеджмента путем применения метода экспертной оценки с использованием интервальной шкалы. Оценка потенциала развития образовательной организации высшего образования при проведении изменений является одним из элементов методической основы формирования программ моделирования изменений, направленных на повышение устойчивости высших учебных заведений. Ключевые слова: образовательные организации высшего образования, потенциал развития, устойчивое развитие, потенциальные возможности осуществления инноваций, кадровый потенциал, потенциал информационной обеспеченности менеджмента. Основные положения: ♦ потенциал социально-экономической системы определяется как ее способность обеспечивать свое долговременное функционирование и достижение стратегических целей при заданном ресурсном обеспечении, при этом совокупное достижение ключевых целей организации определяется как обеспечение ее устойчивого развития; ♦ в качестве критериев оценки потенциала развития университета путем проведения изменений могут рассматриваться характеристики его устойчивого развития, оцениваемые через три подсистемы показателей: потенциала инновационной активности, кадрового потенциала и потенциала информационной обеспеченности менеджмента; ♦ потенциал инновационной активности образовательной организации может быть охарактеризован с помощью следующих показателей: скорость и глубина обновления образовательных программ, уровень грантовой активности, уровень развития инновационной инфраструктуры и уровень использования проектного подхода к управлению; ♦ кадровый потенциал предлагается охарактеризовать посредством следующих показателей: уровень квалификации научно-педагогических и административных работников, уровень вовлеченности сотрудников в проектную деятельность и уровень трудовой мотивации сотрудников; ♦ для оценки потенциала информационной обеспеченности менеджмента предлагается использовать такие показатели, как информационная мощность организации, уровень развития единого информационного пространства и качество информационного обеспечения управленческой деятельности.

Кандрашина Елена Александровна, доктор экономических наук, профессор Самарского государственного экономического университета.


Download file (format pdf)»