МЕХАНИЗМ КЛАСТЕРИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ)


Коновалова М.Е., Кузьмина О.Ю.

Рассмотрены проблемы развития российского рынка автомобилестроения, динамика производства с акцентом на его основных сегментах. Показан механизм формирования основных автомобильных кластеров, активно развивающихся в настоящее время в России, среди которых Поволжский, Северо-Западный и Центральный кластеры. Рассмотрены основные ограничения, препятствующие повышению степени локализации российской автомобильной индустрии. Ключевые слова: автомобильная индустрия, кластеры, государственная поддержка, инвестиции, объем производства, динамика продаж, экспорт, импорт. Основные положения: ♦ в настоящее время наблюдается значительный рост интереса иностранных производителей компонентов, деталей и производственного оборудования для автомобилей в отношении российского автопрома, который показывает устойчивую положительную динамику; ♦ ключевыми драйверами роста российской индустрии автомобилестроения является государственная политика развития отрасли, включающая в себя конкретные государственные программы, основанные на вливании крупных инвестиций; ♦ российская автомобильная отрасль имеет значительные проблемы, связанные с низкой степенью локализации производства автокомпонентов, с высоким уровнем износа основных производственных фондов, также недостаточным образом представлен сегмент сельскохозяйственной и строительной техники; ♦ большое значение в развитии отрасли автомобилестроения имеет формирование кластерных сетей, не только формирующихся по территориальному принципу, но и учитывающих функциональное назначение конкретных сегментов автопрома.

Коновалова Мария Евгеньевна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории; Кузьмина Ольга Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент - Самарский государственный экономический университет.


Download file (format pdf)»