МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПРОСА НА УСЛУГИ ПО ИНФРАСТРУКТУРНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


Палей Т.Ф.

Мировая статистика свидетельствует о возрастающей активности частных инвесторов. При этом вместо дебатов о возрастающей потребности в инфраструктуре и о достаточности ее финансирования более актуальным становится поиск эффективных механизмов привлечения инвестиций в инфраструктурные активы. Мезоэкономический анализ спроса на услуги по инфраструктурному обеспечению деятельности организаций, формирующих приоритетные кластеры в Республике Татарстан, выполнен в целях ориентации на имеющуюся потребность при формировании планов инфраструктурного обеспечения промышленности с учетом финансирования строительства объектов транспортной и иной инфраструктуры на паритетной основе. Ранжированы факторы размещения производительных сил в разрезе кластеров. Определено, что качество транспортных соединений играет первостепенную роль. Установлено, что во всех исследуемых кластерах спрос на транспортные услуги повышается. Выявлено, что предприятия нефтегазохи-мического кластера готовы финансировать развитие транспортной инфраструктуры из прибыли (возможно, на паритетной основе с государством) в целях снятия ограничений своего промышленного роста. Для маржинальной оценки эффективности инвестиций в развитие транспортного комплекса получена регрессионная модель “инвестиции - прибыль”. Она свидетельствует о том, что с ростом капитализации отрасли ее прибыль возрастает ускоренными темпами, каждый дополнительный рубль инвестиционных вложений приносит большую отдачу. Ключевые слова: инфраструктура, инвестиции, промышленность, кластер. Основные положения: ♦ на основе опроса руководителей более 60 крупных предприятий, обеспечивающих 48% ВРП Республики Татарстан, определена значимость факторов размещения производительных сил. Установлено, что, во-первых, эта значимость зависит от стадии производственного цикла, а во-вторых, все больше предприятий республики испытывают ограничения в развитии транспортной инфраструктуры; ♦ в результате корреляционно-регрессионного анализа статистических показателей доказано, что, во-первых, во всех исследуемых кластерах наблюдается тенденция к повышению спроса на транспортные услуги, а во-вторых, предприятия нефтегазохимического кластера теоретически готовы финансировать развитие транспортной инфраструктуры из прибыли (возможно, на паритетной основе с государством) в целях снятия ограничений своего промышленного роста; ♦ выявлен эффект мультипликатора в транспортной отрасли: с ростом капитализации отрасли ее прибыль возрастает ускоренными темпами, т.е. каждый дополнительный рубль инвестиционных вложений приносит все большую и большую отдачу.

Палей Татьяна Феликсовна, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой общего менеджмента Казанского (Приволжского) федерального университета.


Download file (format pdf)»