РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ АНКЕТИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ


Шерешева М.Ю., Оборин М.С., Пахалов А.М., Костанян А.А.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой методики анкетирования по вопросам социально-экономического развития малых городов России. Существующие в настоящее время статистические данные по малым городам являются неполными и охватывают не все существенные аспекты развития муниципалитетов. Низкое качество жизни населения малых городов отмечается на фоне благоприятного потенциала территорий для развития экономики, ее диверсификации. Таким образом, проблема заключается в эффективности использования инструментов внутреннего маркетинга для повышения эффективности комплексных мер, направленных на улучшение социально-экономического пространства малых городов и районных центров. Цель статьи - разработка методики анкетирования, предназначенной прежде всего для представителей органов местного самоуправления и затрагивающей широкий круг вопросов, связанных с текущим социально-экономическим положением муниципалитетов и с направлениями его улучшения. Для разработки структуры анкеты используются социологические методы, подходы региональной экономики и теории государственного управления. Новизна исследования состоит во включении в анкетирование ряда вопросов, информация по которым никогда ранее не собиралась на муниципальном уровне (в частности, блок вопросов о сетевом взаимодействии городов). Разработанная в статье методика анкетирования апробируется на малых городах трех регионов России - Владимирской и Тульской областей и Пермского края, а в перспективе может использоваться во всех субъектах Российской Федерации. В результате исследования была составлена анкета, которая включила в себя уникальные блоки опроса, связанные с сетевым взаимодействием малых городов. Подход к анкетированию руководителей малых городов и представителей органов местной власти, предложенный в данной статье, позволяет получить комплексную оценку текущего положения этих городов, факторов и перспектив их развития. Ключевые слова: малые города, анкетирование, социально-экономическое развитие, местное самоуправление, сетевое взаимодействие. Основные положения: ♦ дана комплексная оценка текущего социально-экономического положения малых городов на основе анкетирования; ♦ представлены ограничивающие и стимулирующие факторы развития малых городов; ♦ разработанная анкета способна стать базовым инструментом, который можно адаптировать для внутреннего маркетинга территорий, муниципальных образований; ♦ на основе предлагаемого спектра вопросов может быть расширен круг респондентов, мнение которых является значимым.

Шерешева Марина Юрьевна, доктор экономических наук, профессор, директор Центра исследований сетевой экономики, зав. лабораторией институционального анализа экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; Оборин Матвей Сергеевич, доктор экономических наук, доцент Пермского института (филиала) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, профессор Пермского государственного национального исследовательского университета; Пахалов Александр Михайлович, научный сотрудник лаборатории институционального анализа экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; Костанян Ани Асканазовна, аспирант Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.


Download file (format pdf)»