ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВИ ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНОВОСПРИЯТИЯ МЕТОДОМ PSM (PRICE SENSITIVITY MEASUREMENT)


Астратова Г.В., Лагутина Е.Е., Рущицкая О.А.

Рассмотрены теоретико-методологические аспекты ценообразования применительно к продовольственному рынку в целом и к рынку органических продовольственных товаров в частности. Выявлено, что продовольственные товары имеют специфические черты ценообразования, что обусловлено сезонностью производства и высокими издержками, сопровождающими всю “пищевую цепочку” в системе маркетинга. Применительно к органическим продовольственным товарам (ОргПТ) эти издержки становятся еще более высокими. При этом ценовая премия, по нашему мнению, является не столько компенсацией понесенных и будущих расходов хозяйствующего субъекта рынка ОргПТ, сколько иллюстрацией намерений получить дополнительные доходы на растущем рыночном сегменте продовольственного рынка. Проведено прикладное исследование: определена ценовая чувствительность потребителя, построены кумулятивные кривые стоимости сливок 40%-ной жирности, полученные нами на основании проведения стандартных процедур метода PSM. Предложено использовать, с одной стороны, инструменты государственного регулирования рынка для частичной компенсации издержек сельхозпроизводителя на производство ОргПТ. С другой стороны, авторы считают целесообразным одновременно использовать и маркетинговые инструменты ценообразования, такие как метод PSM, позволяющий определить психологическое ценовосприятие, готовность потребителя покупать ОргПТ по расчетной цене. Ключевые слова: цена, ценообразование, психологическое ценовосприятие, потребительское поведение, маркетинг, органический маркетинг, рынок продовольственных товаров, рынок органических продовольственных товаров.

Астратова Галина Владимировна, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, директор Института качества жизни Уральского государственного лесотехнического университета; Лагутина Евгения Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры акмеологии и менеджмента Уральского государственного педагогического университета; Рущицкая Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой менеджмента и экономической теории, директор Института экономики, финансов и менеджмента Уральского государственного аграрного университета. - Г. Екатеринбург.


Download file (format pdf)»